ГРЕЧУШНИКОВ Борис Николаевич
(1925–1993)
Доктор физико-математических наук, профессор
Родился 18 февраля 1925 году в г. Казани. В 1942 году поступил в Казанский университет, а в 1943 году был призван в Советскую Армию. После учебы в пехотном училище участвовал рядовым в боях под Белгородом. Во время одного из боев он получил тяжелое ранение, которое навсегда ограничило возможности его передвижения. Военный период жизни Бориса Николаевича отмечен орденами "Красная звезда" и "Отечественная война" I степени, многими медалями.
В 1945 году после длительного лечения Борис Николаевич восстановился в Казанском университете. В 1950 году после окончания университета по специальности "теоретическая физика" Б.Н. Гречушников поступил в аспирантуру Института кристаллографии к академику А.В. Шубникову, в лабораторию кристаллооптики. Вскоре он защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Спектры поглощения рубина при различных температурах". Затем Борис Николаевич более десяти лет работал в лаборатории Г.И. Дистлера.
Борис Николаевич является одним из открывателей нового принципа спектрометрии, основанного на преобразовании Фурье исследуемой спектральной функции распределения излучения, и автором основополагающих работ в этой области. Б.Н. Гречушниковым опубликована серия работ по созданию новых конструкций фурье- спектрометров, математическому описанию их работы и оптимизации. На этой основе созданы приборы и с их помощью им был впервые получен хорошо разрешенный спектр свечения отдельного диска и колец Сатурна, спектры диска Венеры и Юпитера и спектры слабых вспышек при лазерном разрушении кристаллов.
Значительный вклад внесен Борисом Николаевичем в решение одной из основных задач физики примесных кристаллов – установление связи спектров со структурой примесного центра и его окружения по оптическим спектрам и спектрам электронного парамагнитного резонанса.
Результаты принципиального характера были получены Б.Н. Гречушниковым в области спектроскопии кристаллов. Им впервые была обнаружена и правильно интерпретирована структура широких полос поглощения хрома и ванадия в корунде, обязанная взаимодействию электронного перехода с колебаниями решетки кристалла. Этими работами впервые подтверждены основные положения теории спектров примесных кристаллов и открыта новая область экспериментальной спектроскопии.
Б.Н. Гречушниковым был разработан ряд методов математической обработки спектральной информации с применением ЭВМ. Эти методы используются при интерпретации сложных оптических спектров и спектров ЭПР, содержащих сильно перекрытые полосы поглощения, которые не могут быть разрешены с помощью экспериментальной техники. В этой области Б.Н. Гречушников начал работать одним из первых и ему удалось достичь наиболее важных результатов.
Большой цикл работ выполнен Б.Н. Гречушниковым в области кристаллооптики и особенно оптической активности кристаллов. Эти работы способствовали развитию современной феноменологической теории оптической активности и методики ее экспериментального исследования. Важное практическое значение для использования в приборостроении имеют работы, в которых предложен ряд конструкций кристаллооптических приборов и устройств. Результаты работ по ИК-спектроскопии и дефектоскопии полупроводниковых материалов нашли применение в промышленности.
Б.Н. Гречушников опубликовал 5 монографий, около 250 научных работ и получил 15 авторских свидетельств.
Борис Николаевич был блестящим теоретиком и экспериментатором, физиком-энциклопедистом. Его чрезвычайно высокий научный потенциал, беззаветная преданность науке, дар общения с людьми и исключительная доступность привлекали к нему как научную молодежь, так и уже известных в самых разных областях науки и промышленности людей. Среди его многочисленных учеников около 20 кандидатов и несколько докторов наук.
Борис Николаевич глубоко знал историю науки и мог с мельчайшими подробностями рассказывать об открытиях и жизни Эйлера, Гильберта, Лобачевского, Гаусса и других великих предшественников. Несмотря на свою исключительную увлеченность наукой, он любил мир во всех масштабах: от галактик (астрономия была одним из его увлечений) до литературы, рыбалки и хорошей компании. Знал бесконечное число стихов Лермонтова, Есенина, любил военную поэзию. Цитировал целые куски из романов А. Толстого, любил и знал множество романсов.